В этой предваряющей статье мне хотелось бы разъяснить некоторые
повседневно использующиеся в музыке термины, коснувшись фундаментальных
принципов человеческого слуха. Подобные разъяснения, конечно, потребуют
краткого определения основных терминов науки акустики и экскурса в
историю музыки - я остановлюсь только на необходимом для изложения
материала. Начать же считаю должным с краеугольного понятия звука.
В сущности, звук в физике - явление колебательного
движения частиц в упругих средах, распространяющегося в виде волн,
более всего часто мы воспринимаем звуки в воздухе. Важной
характеристикой звука считается его спектр - совокупность
простых гармонических (синусоидальных) колебаний, на которые
раскладывается звук, представленный чаще всего графиком соотношения амплитуд (образно выражаясь, размахом скачков) и частот (количеством скачков за единицу времени) этих колебаний. Звук сплошного спектра слышится как шум. Все музыкальные звуки
имеют линейчатый (или комбинированный, очень близкий к линейчатому - у
фортепиано, к примеру) спектр. Такой спектр на графике выглядит как
множество отрезков разной длины - множество тонов кратных частот и
разной амплитуды, называемых в этом случае гармониками. Первый отрезок самой низкой частоты и самой высокой амплитуды называется основным тоном, все прочие - обертонами,
призвуками основного тона, их амплитуда в целом резко убывает с ростом
частоты. Природа наделила эти звуки замечательным свойством - отношения
частот основного тона и всех обертонов можно представить рядом
натуральных чисел, поэтому восходящий по частоте ряд обертонов
называется натуральным звукорядом. Музыкальные звуки одной и той же длительности четко количественно характеризуется высотой - восприятием на слух частоты основного тона, - и качественно различаются тембром, определяемым обертонами. Еще одной существенной субъективной характеристикой является громкость,
зависящяя от интенсивности и частоты звука. Аппарат человеческого слуха
довольно интересен - мы воспринимаем звуки с частотами приблизительно
от 16 Гц до 20 кГц, ощущаем изменение громкости и высоты логарифмически
(отсюда всестороненнее применение такой нелинейной относительной
единицы, как Бел или дециБел) и наиболее чувствительны к звукам в
диапазоне от 450 Гц до 5 кГц; они кажутся нам громче остальных при той
же интенсивности, и именно в этом диапазоне, расширенном до нижнего
порога слышимости, находятся все музыкальные звуки.
Для минимального выражения музыкальной мысли - построения мелодии -
необходимы различные по высоте звуки и их сочетания. Всякое соотношение
двух звуков по высоте, а точнее по частоте основного тона, в музыке и
акустике называется интервалом - если звуки взяты одновременно (созвучие), то интервал гармонический, если последовательно, то мелодический. Более высокий звук при этом зовется вершиной, а более низкий - основанием.
Издавна человек отметил, что наиболее приятными, спокойными, красивыми
кажутся ему такие сочетания звуков, где их высоты относятся как самые
простые числа натурального ряда - естественная пропорциональность как
объективный критерий красоты. Само собой, в мелодиях тех времен по
возможности использовались только такие интервалы - система высотных
взаимоотношений между звуками в виде четкой математической структуры
стала называться музыкальным строем, расположение этих звуков по высоте звукорядом (не стоит путать его с натуральным звукорядом обертонов), а отдельные его звуки стали именоваться ступенями.
Музыкальный строй находил свое практическое применение в
конструировании и настройке музыкальных инструментов. Простейшим
вариантом созвучия является унисон, совпадение звуков по высоте, так
называемый интервал чистой примы, самый совершенный консонанс. Не трудно догадаться, что следующее отношение высот из самых простых - 2:1, два к одному. Это есть интервал чистой октавы,
весьма совершенный консонанс - такие звуки тоже практически сливаются
по ощущению слушателя. Физический смысл этого очень прост, и напрямую
связан с натуральным звукорядом - обертона основания включают в себя
все обертона вершины, включая основной тон. Получается, что вершина как
бы усиливает призвуки основания, не внося никаких новых частотных
составляющих. Отношения 3:1, 4:1 и так далее аналогичны по природе, но
гораздо более остры для слуха - ведь усиливаются все более дальние
призвуки основания, неуловимо тихие при его сольном звучании. Очередное
простое отношение, также объединяющее многие обертона пары звуков (и
соотносящее частоты первого и второго обертонов) - 3:2, чистая квинта, совершенный консонанс. Последний совершенный консонанс, чистая кварта, получался из соотношения высот 4:3.
Все эти отношения были известны в Древней Греции и легли в основу мелодически благозвучного Пифагорова строя,
применявшегося в свое время только для одноголосной музыки и поныне
типичного для музыки некоторых народов. Ступени уже известного в то
время семиступенного звукоряда для такого строя получались из сложения
(умножения отношений) уже описанных интервалов относительного некоего
основного тона. В средневековье, где Пифагоров строй стал
главенствующим уже для многоголосной музыки, им были даны привычные нам
буквенные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля, си - по первым слогам церковного гимна). Сами интервалы, в целом именуемые простыми, стали носить названия латинских числительных - прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава.
Упомянутая приставка "чистый" гарантировала простую пропорцию в
отношении. Соседние ступени интервально соотносились либо как 9:8 (один
тон в современном понимании), либо как 256:243 (один полутон). Также в разные времена в музыке обращались к так называемому чистому строю,
в котором довольно сложное интервальное отношение терции Пифагорова
строя (81:64) заменялось на гораздо более лаконичное и естественное с
точки зрения натурального звукоряда 5:4 - это соотношение также
использовалось в качестве базы для построения интервалов (в том числе
основных, вроде малой терции 6:5). Чистый строй имел более богатое и
яркое гармоническое звучание, способствовал формированию мажорного и
минорного ладов и общему развитию гармонии, но в нем всего острее
проявились недостатки неравномерных строев. К тому времени (XIV век)
основным церковным инструментом стал многоголосый орган, вовсю
использовались тональные переходы и смещение (транспонирование)
мелодий вверх и вниз, потребовавшее расширения звукоряда и введения
новых интервалов, кроме семи простых - фактически, разделения тонов на
полутона. Простым делением ничего нельзя было добиться - ведь половина
тона не была равна полутону (корень из 9:8 не равен 256:243)! Тогда эти
новые интервалы (сейчас вкупе с простыми называющихся основными)
получали, откладывая от базового тона (до) в обе стороны чистые квинты
и добавляя к новым звукам относительно названий старых знак "диез" при движении вверх и "бемоль" - при движении вниз. Для рационального построения инструментов фиксированной настройки получившийся квинтовый круг должен быть замкнутым относительно октавы, на деле же в нем различались по высоте звуки до, си-диез и двойное понижение ре-дубль-бемоль - и это кроме того, что к семи основным ступеням распространенной музыкальной системы добавилось пять пар (например, соль-диез и ля-бемоль)
дополнительных, очень близких по высоте между собой. Многолетней
практикой было решено оставить только пять дополнительных звуков (но
сохранились инструменты с 17-ю клавишами в октаве), пониженные
логически приравняли к повышенным - в теории музыки такое равенство
называется энгармонизмом. Таким образом, каждая октава в
получившемся звукоряде включала в себя двенадцать звуков,
использовалось двенадцать интервалов. Так настраивались все
средневековые клавишные инструменты - при неизменном октавном
соотношении, все прочие звуки настраивались квинтами (а также большими
терциями, в случае чистого строя), использовались либо пониженные, либо
повышенные звуки. В результате при относительном мелодическом
благозвучии, часть гармонических интервалов звучала просто ужасно (их
называли "волчьими").
Решением стала темперация - выравнивание интервальных
соотношений, сутью которой были небольшие изменения величин интервалов
(главным образом самих квинт) по сравнению с акустически точной по
натуральному звукоряду величиной. Основой для такого шага явилось еще
одно замечательное психофизиологическое свойство человека, открытое,
впрочем, много позже - зонное восприятие звука. Зоны в музыке -
области, при изменении в пределах которых физических количественных
характеристик звука, в данном случае частоты основного тона,
качественно не меняется его восприятие человеком (зоны также
наблюдаются в области темпа, ритма, тембра и динамики). Так был создан равномерно-темперированный строй,
использующийся теперь повсеместно по всему миру. Минимальное расстояние
(точнее говоря, соотношение) между соседними ступенями - полутон - в
нем строго равно корню двенадцатой степени из двойки, двенадцать
полутонов в сумме дают чистую октаву (2:1). Любой тон в точности равен
двум полутонам, а интервал чистой квинты, к примеру, имеет соотношение
2,9966:2. В таком строе энгармонически равные интервалы равны и по
величине отношения высот звуков - на самом деле, это немного
ограничивает интонационные, выразительные возможности инструментов с
фиксированной настройкой. На инструментах же вроде скрипки, виолончели,
валторны, тромбона и даже человеческого голоса возможно исполнение
точных интервалов, продиктованных ладовой структурой. В качестве
базового тона, с которого ведется настройка высот остальных звуков,
выбрана частота 440 Гц, это ля первой октавы современного звукоряда.
Всякий интервал определяется объемной (количественной) величиной - числом составляющих его ступеней семиступенного звукоряда, - и тоновой (качественной) величиной - числом заполняющих его тонов и полутонов. Вот полный список основных интервалов:
Название Обозначение Тоновая величина
Чистая прима .ч.1 T 0 тонов Малая секунда .м.2 -2 0,5 тона Большая секунда .б.2 2 1 тон Малая терция .м.3 m 1,5 тона Большая терция .б.3 M 2 тона Чистая кварта .ч.4 4 2,5 тона Увеличенная кварта .ув.4 -5 3 тона \ Уменьшенная квинта .ум.5 -5 3 тона / Чистая квинта .ч.5 5 3,5 тона Малая секста .м.6 +5 4 тона Большая секста .б.6 6 4,5 тона Малая септима .м.7 7 5 тона Большая септима .б.7 +7 5,5 тона Чистая октава .ч.8 8 6 тонов
Все приставки - "чистая", "малая", "большая", "увеличенная",
"уменьшенная" - помогают понять, какой же именно по тоновой величине
простой интервал разделяет два звука в музыкальной системе, звукоряде.
Например, в секунде до-ре один тон (большая секунда), а секунда ми-фа
состоит всего лишь из полутона (малая секунда). Интервалы могут быть
изменены - увеличены (из чистых и малых) и уменьшены (из чистых и
больших) - для этого один из звуков интервала повышается или понижается
на полутон. Такое действие для звука называется альтерацией.
Возможно двойное увеличение или уменьшение интервала в случае
разнонаправленной альтерации его основания и вершины. Всякая такая
альтерация считается хроматизмом и не меняет качественного характера интервала - например, из чистой кварты до-фа понижением вершины получается уменьшенная кварта до-фа-бемоль. Она количественно не соответствует большой терции до-ми, но одинакова с ней по тоновому составу - это и есть интервалы, равные энгармонически.
Перемещение основания интервала вверх (или вершины - вниз) на октаву называется обращением
интервала. Все чистые интервалы обращаются в чистые, большие в малые,
увеличенные в уменьшенные и наоборот. Именно с помощью обращений
построенный по квинтам звукоряд убирается в пределы одной октавы.
Интервалы же шире октавы (составные) образуются прибавлением к
октаве основных и имеют те же свойства - это нона (7 тонов), децима
(8), ундецима (8,5), дуодецима (9,5), терцдецима (10,5), квартдецима
(11,5) и квинтдецима (12).
Из перечисленных интервалов чистая прима и чистая октава считаются
весьма совершенными консонансами, чистая кварта и чистая квинта
образуют пару совершенных консонансов, несовершенными консонансами
являются терции и сексты. Секунды, септимы, а также увеличенная кварта
и уменьшенная квинта считаются диссонирующими интервалами. Они,
несмотря на дискредитирующее именование, имеют огромное значение в
современной музыке.
Не касаясь гармонических многозвучий, и внимательно рассматривая
(точнее говоря, прослушивая) мелодию в одном голосе можно заметить, что
составляющие ее звуки кроме всех перечисленных акустических качеств
имеют еще одно, заметное только в соотношении с другими звуками в
процессе развития мелодии. Часть звуков обладает неустойчивым
характером (вызывая эмоции напряженности, беспокойствия), стремясь и
тяготея к другим, устойчивым звукам (вызывающим в последовании мелодии
ощущение покоя, расслабленности), в особенности к одному самому
устойчивому, опорному. Система таких взаимотношений устоев и неустоев,
сформулированная интервально в рамках какого-либо строя и выраженная в
конкретном звукоряде и называется ладом.
Критерием существования определенного лада следует считать именно
качественное (пусть даже эстетическое) различие его ступеней. Первая
ступень, основной устой именуется тоникой, а восходящая или нисходящая последовательность всех ступеней лада в пределах одной октавы называется гаммой. Термином ладотональность
определяют конкретное звуковысотное положение лада (точнее говоря, его
тоники). В русской терминологии то же самое чаще называется просто тональностью.
Об общей структуре ладов мировой музыки, их историческом многообразии и
эволюции, приведших к появлению современных европейских ладовых систем
я постараюсь кратко рассказать в следующей статье.
взято с amdm.ru
|