Для начала я считаю должным изобразить саму таблицу, и уж затем ее прокомментировать. Итак:
Мажор Минор
T II III S D VI VII | t II III s d VI VII C Dm Em F G Am H7 | Am H7 C Dm E7 F G
(транспонирование вверх, добавление диезов) G Am Hm C D Em F#7 | Em F#7 G Am H7 C D D Em F#m G A Hm C#7 | Hm C#7 D Em F#7 G A A Hm C#m D E F#m G#7 | F#m G#7 A Hm C#7 D E E F#m G#m A H C#m D#7 | C#m D#7 E F#m G#7 A H H C#m D#m E F# G#m A#7 | G#m A#7 H C#m D#7 E F# F# G#m A#m H C# D#m F7 | D#m F7 F# G#m A#7 H C#
(транспонирование вниз, добавление бемолей) F Gm Am B C Dm E7 | Dm E7 F Gm A7 B C B Cm Dm Eb F Gm A7 | Gm A7 B Cm D7 Eb F Eb Fm Gm Ab B Cm D7 | Cm D7 Eb Fm G7 Ab B Ab Bm Cm Db Eb Fm G7 | Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 | Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab Gb Abm Bm H Db Ebm F7 | Ebm F7 Gb Abm B7 H Db
Как Вы уже заметили, для пущего удобства я обозначил ступени ладов не
как отдельные звуки (ноты), но как аккорды, употребимые в гармонии,
базирующейся на параллельных мажоре и миноре. Подавляющее большинство
популярных песен гарантированно не будет содержать в своей гармонизации
больше аккордов, чем в одной строчке левой или правой половины таблицы.
Эти строчки можно смело назвать тональностями, а сами аккорды суть простые трезвучия, имеющие терцовое строение по законам гармонии.
Наверное, Вы отметили также, что первую, четвертую и пятую ступень и в
мажоре, и в миноре я обозначил буквами T, S и D соответственно -
аккорды от этих ступени в гармонии считаются основными, и назваются тоникой, субдоминантой и доминантой.
Например, знаменитые "три аккорда" Am, Dm и E7 в часто употребимом
ля-миноре, первые в багаже всякого начинающего гитариста, ими можно
гармонизовать несложную мелодию.
Также, если Вы были внимательны, то должны были увидеть три ошибки в
каждой строчке таблицы - аккорды седьмой ступени мажора, второй и пятой
ступени минора. На самом деле, если правильно выстроить по терциям
трезвучия от второй ступени минора и седьмой параллельного ему мажора,
получатся одинаковые уменьшенные
аккорды (например, Hm-5 в паре тональностей C-Am). В акустическом
исполнении на гитаре вместо него гораздо чаще используют мажорный
септаккорд (например, H7), или же иногда полууменьшенный септаккорд (к
примеру, Hm7-5). Что касается употребления того же мажорного септа в
качестве доминанты в миноре - эта традиция пришла к нам еще из
средневековья. Тогда для построения доминанты для усиления ее функции
использовался гармонический минор с увеличенной седьмой ступенью -
таким образом, получался мажорный аккорд. Опять же, доминанты как в
мажоре, так и в миноре очень часто достраивают до септаккорда.
Транспонированием называется перенесение по высоте всего
музыкального содержания произведения - мелодии и гармонии.
Транспонирование часто применяют в случае невозможности или
трудоемкости исполнения голосом или на каком-либо инструменте в
оригинальной тональности. Минимальный шаг транспонирования составляет
полтона, соответственно, возможны двенадцать различных пар тональностей
мажор и минор. Как Вы могли заметить, я применил кажущуюся странной на
первый взгляд логику построения таблицы - квинтовые скачки вверх и
вниз. На самом деле, такое построение более чем удобно, согласовано с
нотной записью и объясняет правильные обозначения звуков и аккордов в
разных тональностях. Например, при транспонировании вверх по квинтам от
до-мажора на каждом этапе появляется новый звук между IV и V ступенями
предыдущей тональности - его обозначают при помощи диеза (увеличения),
добавленного к названию V ступени. Похожая ситуация наблюдается и при
повышении на квинту минора, а также транспонирования тональностей вниз
(там используется знак уменьшения - бемоль). Кстати, таковы правильные
обозначения ступеней в тональностях - например, в ми-мажоре аккорд C#m
не стоит назвать Dbm, и уж тем более нельзя сочетать диезы и бемоли в
одной тональности.
Удобство такого построения таблицы заключается еще и в том, что при
адаптации музыки для голоса легче всего транспонировать ее на квинту
вверх или вниз (соседние строки) - в этих тональностях похожие аккорды.
Вообще, наиболее употребимые пары тональностей приведены в первых пяти
строчках - связано это с тем, что на гитаре аккорды основных ступеней
этих тональностей легко взять в открытых позициях (без барре). Еще две
часто используемые пары - Dm-F и Cm-Eb - популярны соответственно
благодаря музыке джаз (на многих духовых инструментах проще играть в
ре-миноре и фа-мажоре) и русской семиструнной гитаре (отличный от
шестиструнки строй которой позволял легко брать аккорды до-минора).
Нетрудно разглядеть, что количество строчек в таблице (13) не
соответствует числу пар тональностей (12). Опять же все просто - пары
тональностей F#-D#m и Gb-Ebm в рамках повсеместно применяемого
равномерно-темперированного строя полностью совпадают, соответственно,
могут использоваться и те, и другие обозначения. Кстати, в паре F#-D#m
аккорд F7 формально должен называться E#7, а в паре Gb-Ebm вместо H
логично обозначение Cb.
взято с amdm.ru
|