В общем случае, табулатура - это система
записи музыкальных партий или их отрывков, альтернативная нотному
письму. Наверное, Вы не раз встречали на нашем сайте слово "табы" (распространенное сокращение от табулатура), а во многих подборах могли наблюдать странные схемы, составленные из знаков "-", "|", а также цифр. Это и есть табулатуры в текстовом виде.
Само слово происходит от латинского tabula (доска,
таблица), а способ записи предназначен для случаев, когда исполнитель
испытывает затруднения в аппликатурах при игре с листа - табулатуры
часто используют совместно с нотным письмом, так как они не дают всей
информации о музыкальном произведении. Каждый конкретный вид табулатуры
связан со спецификой инструмента и его устройством. Применительно к
гитаре табулатуры выглядят так:

Здесь для записи используются горизонтальные линейки в количестве струн
гитары (чаше всего шесть, для бас-гитары обычно четыре), верхняя
линейка соответствует самой тонкой, первой струне, нижняя - самой
толстой струне. На линейках записываются цифры, означающие лады, на
которых извлекается звук, для случая открытой струны используется цифра
0.
Тактовые черты и некоторые другие обозначения аналогичны нотному
письму. Табулатуры такого вида используются в музыкальной литературе
для гитаристов. Если необходимо отказаться от нотной записи вовсе, в
табулатуре от цифр иногда рисуют штили длительностей нот, а также
используют обычные знаки пауз и размера - но в любом случае, часть
информации о композиции теряется.
В электронном виде табулатуры чаще всего записывают обычным текстом -
это наиболее оптимально с точки зрения объема файлов, такие табулатуры
можно кроить на отрезки и внедрять в произвольные места текстовых
документов. Например, приведенная выше табулатура записывается таким
образом:
Dm G6 B C E||--------------------------|------------------------|| H||--------3-----------3-----|--------3---------------|| G||-----2-----------2--------|-----0------------------|| D||--0-----------------------|--------------3----5----|| A||-----------3-----------2--|-----------0--1----3----|| E||--------------------------|------------------------||
Табулатура в текстовом виде хоть и сообщает о высоте звуков и
аппликатурах, не располагает никакой другой информацией - играть по
таким табулатурам с листа нельзя ни в коем случае,
это возможно только если Вы помните ритмику и акценты песни или
композиции. Несмотря на это, текстовые табулатуры в большинстве случаев
остаются единственным решением для начинающих гитаристов-исполнителей.
Количество знаков "тире" после нот обычно зависит от их длительностей.
Например, после восьмых (и меньше) нот следует один знак, после
четвертых - два, после половинных - четыре. Это располагает к лучшему
виду табулатуры, не должно восприниматься буквально, как обозначение
длительностей - повторюсь, в текстовом виде табулатуры такую информацию
не содержат. Крайне редко длительности надписывают над табулатурой
различным буквами:
W - целая нота (whole) H - половинная нота (half) Q - четвертная нота (quarter) E - восьмая нота (eighth) S - шестнадцатая нота (16th) T - тридцать вторая нота (32nd) X - шестьдесят четвертая нота (64nd) . - нота с точкой (dotted) |-3-| - триоль (triplet)
Вы наверняка заметили буквы слева от линеек - доброй традицией записи
текстовых табулатур остается обозначение гитарного строя таким образом,
для каждой линейки отмечается звук открытой струны, ей соответствующей.
Это становится и вовсе необходимым, если линейки некоторых струн, не
используемых в игре на протяжении описываемого музыкального отрезка, не
отображаются для компактности записи. Кстати, иногда вместо звука
открытой струны подписывается ее номер по порядку в начале линейки.
Сверху над табулатурой могут указываться аккорды общей гармонии
(например, аккомпанемент ритм-гитары) в местах их изменения, а также
иная информация, вплоть до строк текста песни.
Приведу два примера очень популярных вступительных риффов. Вот так начинается песня Nothing else Matters группы Metallica:
Em E||-----------0--------|-----------0--------|| H||--------0-----0-----|--------0-----0-----|| G||-----0-----------0--|-----0-----------0--|| D||--------------------|--------------------|| A||--------------------|--------------------|| E||--0-----------------|--0-----------------||
Все, что нужно - дергать открытые струны. А следующее - лейтмотив песни Smoke on the Water от Deep Purple:
Gm C B Gm E||--------------|--------------|--------------|-------------|| H||--------------|--------------|--------------|-------------|| G||-0--3--5----0-|--3---6-5-----|-0--3--5----3-|--0----------|| D||-0--3--5----0-|--3---6-5-----|-0--3--5----3-|--0----------|| A||--------------|--------------|--------------|-------------|| E||--------------|--------------|--------------|-------------||
Легче всего здесь водить указательным пальцем левой руки по грифу,
прижимая им одновременно третью и четвертую струны - сыграв сначала на
открытых, прижать затем их и дернуть на третьем и пятом ладах, и так
далее.
Наиболее часто в популярной музыке табулируются партии соло-гитары -
при этом возникает острая необходимость обозначить приемы артикуляции и
эффектов, характерных для электрогитары. Графические табулатуры
справляются с этим так:

Довольно наглядно, и вряд ли требует обстоятельного объяснения. Однако
я напишу - здесь мы по порядку видим: глиссандо (или слайд), подтяжку,
бэнд без возврата (на полтона, S,
semitone), подъезд к ноте (слайд снизу) и вибрато на ней же, и,
наконец, легатный отрывок (6-8-6, hammer on и pull off). Если Вы не
знакомы с подобными приемами, Вам лучше пока пропустить эту часть.
Теперь посмотрим, как то же самое записывается по обыкновению текстом:
Eb||---------6------------------|---------------------------|| B||------6-----8b9-------------|-----6h8p6-----------------|| Gb||--5/7-------------------/7~~|~~~---------6----------/7--|| Db||----------------------------|---------------------------||
Я думаю, Вы легко найдете параллели с предыдущим рисунком. Обратите
внимание, строй гитары понижен на полтона, и не отображены линейки двух
басовых струн. А сейчас я подробнее расскажу о всех этих и других
распространенных обозначениях, могущих повстречаться в текстовых
табулатурах. Отмечу заранее, что никаких официальных спецификаций и
стандартов не существует, здесь приведены частые .
[--5h7--] - так обозначается прием восходящего легато hammer on. Иногда для того же используется знак ^, [--5^7--]
[--7p5--] - а это нисходящее легато, pull off. Опять же, возможно применение знака ^, [--7^5--]
[--10b12--] - это подтяжка без возврата, в данном случае full bend, на целый тон. И здесь не обходится порой без знака ^, и запись [--10^12--]
может означать как hammer on, так и bend - благо, на слух приемы
радикально отличаются. В редких случаях подтяжку отмечают только буквой
b после номера лада ([--10b--] ), а ее характер указывают над табулатурой буквами j (четверть тона), S (полтона), F (целый тон).
[--12r10--] - предварительная подтяжка и возврат, prebend'n'release.
[--10b12r10--] - подтяжка с возвратом, bend'n'release.
[--4/6--] и [--6\4--] - глиссандо, slide.
Как именно оно должно производиться - со звукоизвлечением на
результирующей ноте или нет - указать, к сожалению, невозможно в общем
случае. Иногда используется буква s, например [--4s6--] .
[--/5--] и [--\5--] - подъезд к ноте путем глиссандо соответственно снизу и сверху.
[--7/--] и [--7\--] - напротив, слайд "в никуда" - произвольно вверх и вниз соответственно.
[-8~~-] - так обозначается вибрато, vibrato.
[-(3)-] - это ghost note, либо очень тихий звук, либо необязательная нота.
[--x--] - приглушенный звук, dead note (мертвая нота).
Следующие обозначения указываются над табулатурой, если быть точным, над конкретными нотами.
P.M. - приглушение правой рукой, palm mute.
N.H. или fl. - натуральный флажолет. Встречаются варианты с заключением флажолетной ноты в фигурные скобки, например [--<12>--] (обозначения над табулатурой в таком случае не используются).
A.H. - искусственный флажолет. Обычно указывается, с каким смещением - например, AH12, AH7.
^ и v - могут указывать направление медиаторного штриха, или же удара пальцами по по нескольким струнам.
Wh - использование рычага тремоло, whammy bar. Может дополнительно уточняться другими знаками (вроде + и - ).
T - тэппинг, tapping. Для партий двуручного тэппинга иногда в табулатуре конкретизируются ноты для левой и правой рук буквами l и r соответственно.
S и P - соответственно, slap (слэп) и pop (поп). Обозначения используются в табулатурах бас-гитар.
p , i , m и a - указывают, какими пальцами левой руки брать те или иные ноты.
Rake - надписывается над короткой серией звуков, и предписывает их извлечение одним движением медиатора.
R - так может быть обозначен прием rasgueado (расгеадо), или все тот же rake.
Одновременное ведение партий нескольких инструментов, использование
множества обозначений, требующих зачастую краткой памятки и отдельных
упоминаний в каждой
текстовой табулатуре, претендующей на полноценность, сказывается на их
удобочитаемости не лучшим образом - такие многостраничные табулатуры
занимают порой десятки, если не сотни килобайт текстовых файлов. Для
вящего удобства начинающих гитаристов были разработаны специальные
программы - табулатурные редакторы. Они используют собственный
формат, схожий с стандартами хранения музыкальной информации MIDI и
MusicXML, предлагают графическое отображение табулатур с возможностями
для печати и экспорта, и, что главное, - позволяют воспроизводить
звучание табулатур (в основном используется MIDI-звучание) для многих
инструментов одновременно. Среди таких программ более всего выделяются Guitar Pro и PowerTab. Наиболее популярной и стабильно развивающейся остается Guitar Pro.
взято с amdm.ru
|