Воплощения современной музыкальной мысли любой фактуры, будь то мелодии в одном голосе (монофония), они же с гармоническим сопровождением в других голосах (гомофония) или сложная полифония
с равноправием голосов, в целом строго подчинены ладовым взаимосвязям.
Исторически центральной взаимосвязью стала квартово-квинтовая,
продиктованная расположением обертонов натурального звукоряда всех
музыкальных звуков. Звуковая система на ее базе называется диатоникой,
она включает в себя семь ступеней (в пределах октавы), которые могут
быть расположены по чистым квинтам. Диатоника составляет основу
ладового мышления в европейской музыке. Все диатонические лады
построены на основных интервалах (также называемых диатоническими), их
соседние ступени имеют секундовое различие (тон или полутон).
Наибольшую популярность во все времена получил так называемый мажорный лад,
натуральный мажор, известный с древности - на базе его гаммы, ступени
которой получили уникальные названия (как звуки, так и интервалы), был
построен полный современный звукоряд. Если от каждой ступени мажорной
гаммы выложить новую последовательность звуков строго по ее ступеням,
замыкая ее по необходимости первыми ступенями, можно получить новые параллельные структуры. Лады с такими звукорядами (гаммами) также строго диатоничны, и носят название натуральных, естественных - это монодические
(используемые для построения мелодий) лады европейской народной музыки,
практикуемые и в профессиональной музыке. Названия этих ладов были
заимствованы из древнегреческой музыкальной теории, но их структура не
соответствует одноименным древнегреческим диатоническим ладам. Среди
них можно встретить привычный нам натуральный минор, построенный от сексты мажора.
Ступень/ Название лада Интервальная структура ("=" - полутон, "==" - тон) Интервал
I Т Ионийский (Т)==( 2)==( M)=( 4)==( 5)==( 6)==(+7)=(8) (натуральный мажор) II 2 Дорийский (Т)==( 2)=( m)==( 4)==( 5)==( 6)=( 7)==(8) III M Фригийский (Т)=(-2)==( m)==( 4)==( 5)=(+5)==( 7)==(8) (испанский лад) IV 4 Лидийский (Т)==( 2)==( M)==(-5)=( 5)==( 6)==(+7)=(8) V 5 Миксолидийский (Т)==( 2)==( M)=( 4)==( 5)==( 6)=( 7)==(8) (лад рокабилли) V 5 Эолийский (T)==( 2)=( m)==( 4)==( 5)=(+5)==( 7)==(8) (натуральный минор) VIII +7 Локрийский (Т)=(-2)==( m)==( 4)=(-5)==(+5)==( 7)==(8)
Если быть точным, ионийский и эолийский лады
совпадают мажору и минору только по звукоряду и интервальной структуре,
а их ладовые взаимосвязи как эстетические категории принято считать
различными (для мажора и минора определены ладовые функции, являющиеся
частью учения о гармонии и применимые в основном к аккордам). Кстати,
если сформулировать определение наклонения лада как качество
его терции - большая для мажора и малая для минора, - то его можно
выделить у натуральных ладов. Ионийский, лидийский и миксолидийский
лады окажутся мажорными, а дорийский, фригийский, эолийский и
локрийский - минорными ладами. Мажорный миксолидийский лад имел
огромную популярность в XX веке, на его основе строились мелодические
фразы музыки рок-н-ролл и он имел свойство доминатива - его
гамма тяготела к разрешению в параллельный себе ионийский лад,
натуральный мажор. Некоторые ступени натуральных ладов иногда
подвергаются альтерации, образуя надстройки над диатоникой; в
частности, если повышается или понижается терция, лад меняет свое
наклонение. Например, минорный ионийский лад именуется "джазовым
минором". Очень часто применяющийся в испанской музыке фригийский лад
также подвергается альтерации III ступени, его мажорный вариант
используется наряду с минором.
Распространены и другие лады, не являющиеся строго диатоничными. К
примеру, как неполные диатонические системы и части натуральных ладов
могут трактоваться пентатоники - в своем основном виде, это ангемитонные
(не содержащие полутонов) лады с коротким звукорядом в пять ступеней.
Их звуки также могут быть располжены по чистым квинтам, между соседними
ступенями возможны два интервала - малая терция (полтора тона) и
большая секунда (один тон). Из-за ангемитонности пентатонике не
свойственны острые ладовые тяготения, тональный центр не определен и
его функцию может выполнять любой из пяти звуков - отсюда равноправие
пяти параллельных пентатоник. В чистом виде пентатоника распространена
в восточной музыке, наибольшее признание получили мажорный (как если бы
из натурального мажора извлекли IV и VII ступень) и минорный
(появляющегося с удалением II и VI ступени из минора) ее вариант.
Нередко встречаются так называемые гармонические варианты
ладов мажор и минор - в гармоническом мажоре понижена неустойчивая VI
ступень для обострения ее тяготения к опорной V ступени, гармонический
минор обладает увеличенной VII ступенью, лучше тяготеющей к тонике;
опять же, это параллельные лады, считающиеся натуральными для музыки
стран Востока. Благодаря новому интервалу увеличенной секунды гаммы
этих ладов звучат довольно экзотично. Для сглаживания такого интервала
и придания мягкости мелодической линии в гармоническом мажоре
понижается еще и VII ступень (а в гармоническом миноре, соответственно,
повышается VI ступень); образуются мелодические мажор и минор. Такие лады можно считать условно-диатоническими,
в них не подвергаются альтерациям основные ступени. Большое
распространение получил гармонический минор, активно использовавшийся в
европейской музыке эпохи классицизма и оказавший солидное влияние на
современную музыку (например, терцовые построения на основных ступенях
гармонического ля-минора дадут нам до боли знакомые аккорды Am, Dm и
E7).
С появлением и бурным развитием музыки джаз и особенно блюзовых элементов в ней стал часто применяться блюзовый лад
весьма специфичной структуры, не могущей называться диатоничной даже
условно. Как монодический этот лад берет свое начало из минорной
пентатоники, в которую добавляется интервал тритона - таким образом, в
звукоряде блюзового лада всего шесть ступеней. Несмотря на общую
минорность, блюзовый лад в большинстве случаев аккомпанируется с одноименным
натуральным мажором, черпая из него пониженные III, V и VII ступени.
Изначально блюзовые мелодии исполнялись именно на гитаре, поэтому очень
распространено использование блюза в тонике ми (открытые струны в
стандартной настройке как раз составляют звукоряд пентатоники ми-минор)
и аккомпанирующего ему ми-мажора. Наряду с основным видом блюзового
лада иногда встречается его мажорная вариация с повышенной VII ступенью.
Еще один интересный диссонансный лад, встречающийся в профессиональной музыке: венгерский минор.
В нем, как и в блюзовом ладу, есть интервал тритона, две пары ступеней,
разделенных увеличенной секундой, и тройка ступеней следующая через
секунду малую.
Встречаются также восьмиступенные недиатонические лады, вроде
искусственного уменьшенного лада, где секундные интервалы между
ступенями чередуются по тоновому составу, или рок-н-ролльного лада
би-боп, образованного из миксолидийского добавлением большой септимы.
Название лада Интервальная структура ("===" - полтора тона):
Мажорная пентатоника (Т)==( 2)==( M)===( 5)==( 6)===(8) Минорная пентатоника (Т)===( m)==( 4)==( 5)===( 7)==(8) Гармонический мажор (Т)==( 2)==( M)=( 4)==( 5)=(+5)===(+7)=(8) Мелодический мажор (Т)==( 2)==( M)=( 4)==( 5)=(+5)==( 7)==(8) Гармонический минор (T)==( 2)=( m)==( 4)==( 5)=(+5)===(+7)=(8) Мелодический минор (T)==( 2)=( m)==( 4)==( 5)==( 6)==(+7)=(8) Блюзовый лад (Т)===( m)==( 4)=(-5)=( 5)===( 7)==(8) Венгерский минор (Т)==( 2)=(m)===(5)=(+5)=(6)===(+7)=(8)
Справедливый вопрос - зачем вообще нужны гитаристу
монодические лады в современной музыке хоть и насыщенной гармонии, но
базирующейся во многом на мажоре и миноре? Для выполнения его основной
задачи, кроме ведения ритма - импровизационного обыгрывания сложных (во
всяком случае, более сложных, чем трезвучия) аккордов, а также в
качестве базы для написания партий соло. Например, аккорд F+7 можно
обыграть лидийским ладом от ноты фа, а миксолидийским от ноты соль
- мелодически разукрасить, поддержать аккорд G7. Кстати, с такой целью
разрабатывать монодические лады очень полезно и басистам. Итак, с
позволения я перейду к основной части нашего повествования -
отображению интервальных структур описанных ладов на гитарный гриф. Аппликатурой
называется способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на
музыкальном инструменте, в нашем случае - шестиструнной гитаре обычной
настройки EADGHe. Замечательное свойство струнных ладовых инструментов
заключается в том, что звуки, извлекаемые на любых соседних ладах,
отличаются на полутон. Соответственно, один и тот же интервал будет
занимать одинаковое количество ладов на произвольной струне, вне
зависимости от того, в какой именно части грифа он был взят.
Рассмотрим примеры взятия интервалов на гитаре.
Малая секунда: D||--------|--------|--------|--0--1--|| A||--0--1--|--2--3--|--3--4--|--------||
Большая секунда: H||--0--2--|--1--3--|--2--4--|--3--5--||
Чистая квинта: E||--0--7--|--1--8--|--2--9--|--3--10--||
Конечно же, последний пример аппликатурно неудобен.
В действительности, звуки открытых или прижатых на одном и том же ладу
всех соседних пар струн, кроме пары вторая-третья отличаются на чистую
кварту (если считать от более толстой струны к более тонкой, то есть,
вверх) или на чистую квинту (в обратном направлении). Для пары
второй-третьей струн это интервалы большой терции (вверх) и увеличенной
квинты (вниз). Таким образом, практически любые мелодические
конструкции можно исполнить в пределах пяти ладов ладов - такие
аппликатуры вполне реальны анатомически.
Чистая квинта: H||-----3--|-----4--|-----5--|-----6--|| G||--0-----|--1-----|--2-----|--3-----||
Далее для каждого лада, точнее для его расширенного
(не менее двух октав) звукоряда я буду указывать общую схему приложения
пальцев на определенном участке грифа (счет струн общепринятый,
сверху-вниз от первой к шестой). Аппликатуры будут изображены в
нескольких позициях, от разных ступеней лада - соответственно,
так будут исчерпаны все вероятные способы ведения гамм на различных
струнах. Тоника и ступень отсчета будут выделены особо. Немного иначе
будут поданы натуральные лады, в силу своей изначальной параллельности,
а также гармонические и мелодические.
Пример:
Натуральный минор 1-ая позиция – от примы
|-T-|---|-o-|-o-|---| |-o-|-o-|---|-o-|---| |-o-|---|-o-|---|---| |-o-|---|-T-|---|-o-| |-o-|---|-o-|-o-|---| |-T-|---|-o-|-o-|---|
Практическое конкретизированное переложение этой схемы:
Ля-минор: E||------------------------------5-7-8-|| H||------------------------5-6-8-------|| G||--------------------5-7-------------|| D||--------------5-7-9-----------------|| A||--------5-7-8-----------------------|| E||--5-7-8-----------------------------||
Ми-минор E||------------------------------0-1-3-|| H||------------------------0-1-3-------|| G||--------------------0-2-------------|| D||--------------0-2-4-----------------|| A||--------0-2-3-----------------------|| E||--0-2-3-----------------------------||
Фа-минор E||------------------------------1-3-4-|| H||------------------------1-2-4-------|| G||--------------------1-3-------------|| D||--------------1-3-5-----------------|| A||--------1-3-4-----------------------|| E||--1-3-4-----------------------------||
При построении конкретных гамм на первых порах,
возможно, пригодится таблица нот басовых струн на гитарном грифе. Я
привожу два ее варианта, различные обозначением нот (диезы и бемоли):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 D-||-D#-|-E--|-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--| A-||-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--| E-||-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|
D-||-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--| A-||-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--| E-||-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--| I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Итак, поехали!
Натуральные лады
(T - тоника мажора, t - тоника минора, цифра показывает тонику текущего лада)
Ионийский (натуральный мажор)
|-o-|-T-|---|-o-| |---|-o-|---|-t-| |-o-|---|-o-|-o-| |-t-|---|-o-|-T-| |-o-|-o-|---|-o-| |-o-|-T-|---|-o-|
Дорийский
|---|-2-|---|-o-| |---|-t-|---|-o-| |-o-|-o-|---|-o-| |-o-|-T-|---|-2-| |---|-o-|---|-t-| |---|-2-|---|-o-|
Фригийский (испанский минор)
|-3-|-o-|---|-o-| |-o-|-T-|---|-o-| |-o-|---|-t-|---| |-o-|---|-3-|-o-| |-t-|---|-o-|-T-| |-3-|-o-|---|-o-|
Лидийский
|-o-|-4-|---|-o-| |-o-|-T-|---|-o-| |-o-|---|-t-|---| |-o-|---|-o-|-4-| |-t-|---|-o-|-T-| |-o-|-4-|---|-o-|
Миксолидийский
|---|-5-|---|-t-|---| |---|-o-|---|-o-|-o-| |-t-|---|-o-|-T-|---| |-o-|-o-|---|-5-|---| |-o-|-T-|---|-o-|---| |---|-5-|---|-t-|---|
Эолийский
|---|-t-|---|-o-|-T-| |---|-o-|-o-|---|-o-| |-o-|-T-|---|-o-|---| |---|-o-|---|-t-|---| |---|-o-|---|-o-|-o-| |---|-t-|---|-o-|-T-|
Локрийский
|-7-|-T-|---|-o-| |---|-o-|---|-t-| |-o-|---|-o-|-o-| |-t-|---|-7-|-T-| |-o-|-o-|---|-o-| |-7-|-T-|---|-o-|
Испанский мажор (фригийский мажор)
1 позиция – от примы
|---|-T-|-o-|---|---| |---|-o-|-o-|---|-o-| |---|---|-o-|-o-|---| |---|-o-|---|-T-|-o-| |-o-|-o-|---|-o-|-o-| |---|-T-|-o-|---|---|
2 позиция – от секунды
|-2-|---|---|-o-|-o-| |-o-|---|-o-|---|-T-| |-o-|-o-|---|-o-|-o-| |---|-T-|-2-|---|---| |---|-o-|-o-|---|-o-| |-2-|---|---|-o-|-o-|
3 позиция – от терции
|-3-|-o-|---|-o-|-o-| |---|-T-|-o-|---|---| |-o-|-o-|---|-o-|---| |---|---|-3-|---|---| |---|-o-|---|-T-|-o-| |-3-|-o-|---|-o-|-o-|
4 позиция - от кварты
|-o-|-4-|---|-o-|-o-| |---|-T-|-o-|---|---| |-o-|-o-|---|-o-|---| |---|-o-|-o-|-4-|---| |---|-o-|---|-T-|-o-| |-o-|-4-|---|-o-|-o-|
5 позиция – от квинты
|-5-|-o-|---|-o-|---| |---|---|-o-|-o-|---| |-o-|---|-T-|-o-|---| |-o-|---|-5-|-o-|---| |-T-|-o-|---|---|-o-| |-5-|-o-|---|-o-|---|
6 позиция – от сексты
|-6-|---|-o-|---|-T-| |---|-o-|-o-|---|-o-| |---|-T-|-o-|---|---| |---|-o-|-6-|---|-o-| |-o-|---|---|-o-|-o-| |-6-|---|-o-|---|-T-|
7 позиция - от септимы
|-7-|---|-T-|-o-|---| |-o-|---|-o-|-o-|---| |-o-|---|---|-o-|-o-| |-o-|---|-7-|---|-T-| |---|-o-|-o-|---|-o-| |-7-|---|-T-|-o-|---|
Гармонические и мелодические минор и мажор
(T - тоника мажора, t - тоника минора, цифра показывает ступень отсчета минора)
Гармонические Мелодические
1 позиция – от примы
|-o-|-t-|---|-o-|-T-| |-o-|-t-|---|-o-|-T-| |---|-o-|-o-|---|---| |---|-o-|---|-o-|---| |-o-|-T-|---|-o-|---| |-o-|-T-|---|-o-|---| |---|---|-o-|-t-|---| |-o-|---|-o-|-t-|---| |---|-o-|---|-o-|-o-| |---|---|---|-o-|-o-| |-o-|-t-|---|-o-|-T-| |-o-|-t-|---|-o-|-T-|
2 позиция – от секунды
|-2-|-T-|---|-o-|---| |---|-2-|-T-|---|-o-| |---|---|-o-|-t-|---| |---|-o-|---|-o-|-t-| |-o-|---|-o-|-o-|---| |---|-o-|---|-o-|---| |-t-|---|-2-|-T-|---| |-o-|-t-|---|-2-|-T-| |-o-|-o-|---|---|-o-| |---|-o-|---|-o-|---| |-2-|-T-|---|-o-|---| |---|-2-|-T-|---|-o-|
3 позиция – от терции
|-T-|---|-o-|---|-o-| |-T-|---|-o-|---|-o-| |---|-o-|-t-|---|-o-| |---|-o-|-t-|---|-o-| |---|-o-|-o-|---|---| |---|-o-|---|-o-|---| |---|-o-|-T-|---|-o-| |---|-o-|-T-|---|-o-| |-o-|---|---|-o-|-t-| |---|-o-|---|-o-|-t-| |-T-|---|-o-|---|-o-| |-T-|---|-0-|---|-o-|
4 позиция – от кварты
|-4-|---|-o-|-o-|---| |-4-|---|-o-|---|-o-| |-t-|---|-o-|-T-|---| |-t-|---|-o-|-T-|---| |-o-|---|---|-o-|-t-| |---|-o-|---|-o-|-t-| |-T-|---|-4-|---|-o-| |-T-|---|-o-|---|-o-| |---|-o-|-t-|---|-o-| |---|-o-|-t-|---|-o-| |-4-|---|-o-|-o-|---| |-4-|---|-o-|---|-o-|
5 позиция – от квинты
|---|-5-|-o-|---|---| |---|-5-|---|-o-|---| |---|-o-|-T-|---|-o-| |---|-o-|-T-|---|-o-| |---|---|-o-|-t-|---| |-o-|---|-o-|-t-|---| |---|-o-|---|-5-|-o-| |---|-o-|---|-5-|---| |-o-|-t-|---|-o-|-T-| |-o-|-t-|---|-o-|-T-| |---|-5-|-o-|---|---| |---|-5-|---|-o-|---|
6 позиция – от сексты
|-6-|---|---|-o-|-t-| |-6-|---|-o-|-t-|---| |-T-|---|-o-|---|-o-| |---|-o-|---|-o-|---| |-o-|-t-|---|-o-|-T-| |-t-|---|-o-|-T-|---| |---|-o-|-6-|---|---| |-o-|---|-6-|---|-o-| |---|-o-|-T-|---|-o-| |-o-|-T-|---|-o-|---| |-6-|---|---|-o-|-t-| |-6-|---|-o-|-t-|---|
7 позиция – от септимы
|-7-|-t-|---|-o-|-T-| |-7-|-t-|---|-o-|-T-| |---|-o-|-o-|---|---| |---|-o-|---|-o-|---| |-o-|-T-|---|-o-|---| |-o-|-T-|---|-o-|---| |---|---|-7-|-t-|---| |-o-|---|-7-|-t-|---| |---|-o-|---|-o-|-o-| |---|-o-|---|-o-|---| |-7-|-t-|---|-o-|-T-| |-7-|-t-|---|-o-|-T-|
(несмотря на параллелизм пентатоник мажора и минора, я привожу все аппликатуры в связи с частым употреблением этих ладов)
Мажорная пентатоника
1 позиция - от примы
|---|-T-|---|-o-| |---|-o-|---|-o-| |-o-|---|-o-|---| |-o-|---|---|-T-| |-o-|---|---|-o-| |---|-T-|---|-o-|
2 позиция - от секунды
|---|-2-|---|-o-|---| |---|-o-|---|---|-T-| |-o-|---|---|-o-|---| |---|-T-|---|-2-|---| |---|-o-|---|-o-|---| |---|-2-|---|-o-|---|
3 позиция - от терции
|-3-|---|---|-o-| |---|-T-|---|-o-| |-o-|---|-o-|---| |-o-|---|-3-|---| |-o-|---|---|-T-| |-3-|---|---|-o-|
4 позиция - от квинты
|---|-5-|---|-o-| |---|-o-|---|-o-| |-o-|---|---|-T-| |-o-|---|---|-5-| |---|-T-|---|-o-| |---|-5-|---|-o-|
5 позиция - от сексты
|-6-|---|---|-T-| |-o-|---|---|-o-| |-T-|---|-o-|---| |-o-|---|-6-|---| |-o-|---|-o-|---| |-6-|---|---|-T-|
Минорная пентатоника
1 позиция - от примы
|-T-|---|---|-o-| |-o-|---|---|-o-| |-o-|---|-o-|---| |-o-|---|-T-|---| |-o-|---|-o-|---| |-T-|---|---|-o-|
2 позиция - от терции
|---|-3-|---|-o-| |---|-o-|---|-T-| |-o-|---|-o-|---| |-T-|---|---|-3-| |-o-|---|---|-o-| |---|-3-|---|-o-|
3 позиция - от кварты
|---|-4-|---|-o-|---| |---|-T-|---|---|-o-| |-o-|---|---|-o-|---| |---|-o-|---|-4-|---| |---|-o-|---|-T-|---| |---|-4-|---|-o-|---|
4 позиция – от квинты
|-5-|---|---|-o-| |---|-o-|---|-o-| |-o-|---|-T-|---| |-o-|---|-5-|---| |-T-|---|---|-o-| |-5-|---|---|-o-|
5 позиция - от септимы
|---|-7-|---|-T-| |---|-o-|---|-o-| |-T-|---|---|-o-| |-o-|---|---|-7-| |---|-o-|---|-o-| |---|-7-|---|-T-|
Блюзовый лад
(тритон отмечен знаком 0)
1 позиция – от примы
|-T-|---|---|-o-| |-o-|---|---|-o-| |-o-|---|-o-|-o-| |-o-|---|-T-|---| |-o-|-0-|-o-|---| |-T-|---|---|-o-|
2 позиция – от терции
|---|-3-|---|-o-|-0-| |---|---|---|-T-|---| |-o-|-0-|-o-|---|---| |-T-|---|---|-3-|---| |-o-|---|---|-o-|---| |---|-3-|---|-o-|-0-|
3 позиция – от кварты
|-4-|-0-|-o-|---|---| |-T-|---|---|-o-|---| |---|---|-o-|---|-T-| |-o-|---|-4-|-0-|-o-| |-o-|---|-T-|---|---| |-4-|-0-|-o-|---|---|
4 позиция – от квинты
|-5-|---|---|-o-|---| |---|-o-|---|-o-|-0-| |-o-|---|-T-|---|---| |-o-|-0-|-5-|---|---| |-T-|---|---|-o-|---| |-5-|---|---|-o-|---|
5 позиция – от септимы
|-7-|---|-T-|---|-o-| |-o-|-0-|-o-|---|---| |---|---|-o-|---|---| |---|---|-7-|---|-T-| |-o-|---|-o-|-0-|-o-| |-7-|---|-T-|---|---|
Венгерский минор
(тритон отмечен знаком 0)
1 позиция - от примы
|-T-|---|o--|-o-|---| |-o-|-o-|---|---|-o-| |-o-|---|---|-0-|-o-| |---|-o-|-T-|---|-o-| |---|-0-|-o-|-o-|---| |-T-|---|-o-|-o-|---|
2 позиция - от секунды
|---|-2-|-o-|---|---| |-o-|---|---|-o-|-T-| |---|---|-0-|-o-|-o-| |-o-|-T-|---|-o-|-o-| |-0-|-o-|-o-|---|---| |---|-2-|-o-|---|---|
3 позиция - от терции
|-3-|---|---|-0-|-o-| |---|-o-|-T-|---|-o-| |-0-|-o-|-o-|---|---| |---|-o-|-3-|---|---| |-o-|---|---|-o-|-T-| |-3-|---|---|-0-|-o-|
4 позиция - от кварты (тритона)
|-4-|-o-|-o-|---|---| |---|-o-|-o-|---|---| |---|---|-o-|-T-|---| |---|---|-4-|-o-|-o-| |-o-|-T-|---|-o-|-o-| |-4-|-o-|-o-|---|---|
5 позиция - от сексты
|-6-|---|---|-o-|-T-| |-o-|---|---|-o-|-o-| |-o-|-T-|---|-o-|-o-| |-0-|-o-|-o-|---|---| |---|-o-|-o-|---|---| |-6-|---|---|-o-|-T-|
6 позиция - от септимы
|---|-7-|-T-|---|-o-| |---|-0-|-o-|-o-|---| |---|-o-|-o-|---|---| |-o-|---|---|-7-|-T-| |-o-|---|---|-0-|-o-| |---|-7-|-T-|---|-o-|
взято с amdm.ru
|